Для служебного пользования.
Существующие программы двумерного проектирования машиностроительных чертежей предлагают разнообразные возможности отрисовки деталей, их редактирования, проведения расчетов и интеграции с другими приложениями. В этой статье рассматриваются критерии оценки приложений для машиностроителей, работающих с двумерной графикой.
Не секрет, что огромное количество машиностроительных чертежей было выполнено или проектируется в AutoCAD (формат DWG). Естественно, многие производители CAD-систем стараются поддерживать его в своих программах — с тем, чтобы пользователи могли обмениваться информацией и использовать свои старые наработки. Как происходит преобразование таких чертежей в формат DWG? Графические объекты типа «линия», «окружность», как правило, транслируются корректно. Трудности возникают с обозначениями отклонений формы, сварных швов, технических требований, шероховатости. Решение задачи распознавания и исправления «некорректно сконвертированных» обозначений — один из важных критериев при выборе приложения. Причем распознать объект — лишь половина дела: необходимо вернуть распознанным объектам характерные им свойства для редактирования.
Распознавание символов предлагается проводить в полуавтоматическом режиме (при автоматическом распознавании пользователь затратит больше времени на проверку результата). Ниже приводится несколько примеров выполнения команды распознавания символов на чертеже, реализованных в приложении MechaniCS.
Рис. 6. Результаты распознавания и редактирования обозначений показаны в нижней части фрагментов рисунков |
Для настройки параметров распознавания предлагается специальное диалоговое окно:
Если на чертеже есть созданная в AutoCAD спецификация, можно распознать все ее листы и передать их содержание в Excel.
Что под этим подразумевается? На деталь можно назначить параметры, описывающие ее взаимодействие с другими деталями. Например, для детали «компенсатор» подшипникового узла можно задать условия, что торцы компенсатора должны касаться подшипника, а его наружный диаметр совпадает с внешним диаметром подшипника. В этом случае при редактировании типоразмера подшипника произойдет автоматическое обновление размеров компенсатора. Использование такой технологии позволяет просмотреть различные варианты конструкции и выбрать подходящий простым изменением одной детали (в нашем примере — подшипника).
Конструктивные размеры детали вращения могут быть изменены индивидуально. Исключение составляют технологические элементы (канавки выхода шлифовального круга, буртики
Многие приложения включают в себя расчетную часть из курса «Детали машин».Общее для всех — это диалоговые окна с полями ввода исходных данных для расчета. Некоторые приложения позволяют просмотреть результат расчета в диалоговом окне с графическим представлением детали. Ввод параметров завершается отрисовкой рассчитанной детали в сборочном чертеже или отдельном файле. Для редактирования детали снова вызывается диалоговое окно и вводятся новые параметры. Подход неудобен тем, что деталь редактируется отдельно от ее окружения в сборочном чертеже.
Есть приложения, в которых контуры деталей строятся по вспомогательным конструкционным линиям и их редактирование приводит к изменению геометрии сопряженных деталей. На геометрические объекты накладываются зависимости с различными параметрами.
А что если, в противовес существующим приемам, при вставке стандартной детали получить возможность в динамике просмотреть ее типоразмеры из ряда значений? При этом программа цветом сообщит о достижении прочностных характеристик? Выбор типоразмера детали в этом случае происходит непосредственно в сборке.
Во всех приложениях и программах говорится о возможности редактирования созданных объектов. Но 2D-проектирование имеет свои особенности: здесь работа идет с проекциями деталей. Контур одной детали может закрывать несколько деталей. Следовательно, и редактирование контура этой детали требует соответствующего изменения в контурах других. Каждым приложением эта задача реализуется по-своему. Одни предлагают удалить проекцию детали и сгенерировать новую, с иными исходными данными, другие — изменить только несколько параметров в контексте сборки с возможностью восстановления исходной геометрии сопряженных деталей. Как вернуть первоначальную геометрию деталей?
Предлагается ввести термин «Z-уровень» — величину уровня по высоте выбранного двумерного контура детали.
Результат редактирования Z-уровня одного из штуцеров показан на примере гидроузла. Эта задача решается многими программами. Что предлагается нового?
Способность приложения восстанавливать проекции деталей, ранее скрытые другими деталями, — очень важный критерий при проектировании в 2D.
При проектировании гидропневмоузлов большинство разработчиков приложений, как правило, делают упор только на отрисовку собственно элементов схемы. Это все, что есть. Очевидно, в этой части все отдано объемному проектированию. Хотя можно посмотреть на задачу с другой стороны и предложить…
Автоматическое распознавание соединения
Разводка трубопроводов в контексте сборки
Расположение прямолинейных участков трубопроводов можно отредактировать по отношению к существующей геометрии, выбрав критерии: параллельно объекту, с отступом от объекта, перпендикулярно объекту.
Выбор материала трубопровода
После изменения материала и диаметра проходного отверстия трубопровода типоразмер концевых соединений корректируется автоматически.
Образмеривание трубопроводов
Автоматическое соединение концевых соединений
Функции нормоконтроля дополнены возможностью задания величины шероховатости в зависимости от квалитета размера и заданием величины отклонения формы в зависимости от квалитета размера.
Все дополнения носят рекомендательный, справочный характер. Для задания величины отклонения формы поверхности и ее шероховатости при их простановке необходимо указать на размер с проставленным квалитетом.
При оценке приложения в плане создания и редактирования таблиц предлагаются следующие критерии:
форматирование текста внутри текущей ячейки, выделенной колонки или строки; | |
объединение ячеек; | |
редактирование толщины границ. |
Предложенные критерии оценки не охватывают всего спектра задач проектирования конструкторской документации. Некоторые посчитают их субъективными. Но, уверен, многие пользователи ждут решения поставленных задач: обмена чертежами с возможностью распознавания символов, легкого и динамичного редактирования, многовариантности проектирования. MechaniCS 3.0 — приложение для машиностроителей — предлагает свое решение. Проверьте его в деле!