Автоматизация проектирования в подразделениях института «Сибнефтегазпроект» (и, в частности, проектных работ в отделе АСУТП и связи) остается весьма актуальной задачей на протяжении уже нескольких лет. Связано это и с большим объемом документации, выпускаемой отделами АСУТП, и с существенной трудоемкостью при выполнении проектных процедур, и с наличием в проектной документации ошибок и неоптимальных решений. Со временем выяснилось, что, используя традиционные методы, качественно изменить положение дел в этой области невозможно.
После знакомства с наиболее распространенными инструментальными средствами автоматизации проектирования систем управления (CADElectro, CADdy++, САПР «Альфа», AutomatiCS ADT
Наверное, никто не станет спорить, что автоматизация проектирования по-настоящему эффективна лишь при глубоком освоении новых, нетривиальных и потому объективно сложных технологий. Одной из программных реализаций таких технологий и стал AutomatiCS ADT. При грамотном обучении и технической поддержке со стороны разработчика, при заинтересованности в качественно новом подходе к автоматизации (а не механизации!) труда проектировщика сложности обучения окупаются очень скоро.
Кроме того, AutomatiCS ADT очень хорошо вписывается в концепцию CALS-технологий (интегрированную поддержку жизненного цикла изделия), которые в последнее время получают всё большее распространение. Ядро CALS-концепции реализовано здесь в виде Единой Модели Проекта (ЕМП), которая представляет собой иерархическое описание процесса проектирования. В дальнейшем ЕМП может эффективно использоваться на этапах монтажа, наладки, обслуживания и утилизации оборудования систем управления.
В институте «Сибнефтегазпроект» освоение AutomatiCS ADT началось с относительно небольших объектов, при работе над которыми систематизируются и углубляются познания в области новой технологии, появляются наработки в части информационных баз и баз шаблонов документных форм.
В основу AutomatiCS ADT положена агрегативно-декомпозиционная технология, суть которой сводится к следующему. Используются типовые проектные решения (в этом качестве может выступать проектное решение любого состава и сложности — к примеру, типовая структура управления, типовая система контроля, типовая структура датчика
Как результат агрегативно-декомпозиционного синтеза формируется единая модель проекта, создание которой осуществляется в несколько этапов на разных стадиях автоматизированного проектирования. На каждом этапе можно создавать различные проектные документы — для этого в состав системы включен документатор, использующий графические и табличные шаблоны.
Техническое задание (ТЗ) представляет собой перечень каналов контроля и управления, а также требования к ним (такие, например, как параметр измеряемой среды, шкала прибора, вид выходного сигнала, наличие сигнализации
Задание может создаваться как по проектируемому объекту в целом, так и по отдельным частям. Такой подход позволяет организовать многопоточность проектирования, когда отдельные комплекты по площадкам разрабатываются и выпускаются разными специалистами, а на завершающей стадии объединяются в ЕМП.
Уже само задание, будучи по сути стартовым состоянием единой модели проекта, может служить источником информации для автоматизированного формирования таких документов, как перечни точек контроля, задания подрядной организации, осуществляющей подготовку документации на математическое, программное, техническое обеспечение щитов и пультов контроллера, функциональных схем автоматизации.
В результате поуровневого синтеза (а в терминах проектировщика синтез фактически совпадает с поэтапным подбором характеристик как структур управления, так и параметров самих приборов с уточнением их формул заказа) в модели формируются все характеристики технических средств автоматизации, необходимые для построения заказных спецификаций, строятся все принципиальные электрические и другие схемы с необходимыми характеристиками: маркировками цепей, видом сигнала
Модель, полученная на этом этапе, позволяет в автоматическом режиме формировать такие документы, как принципиальные электрические схемы управления приводами задвижек и насосов (рис. 2), схемы измерения температуры, давления, уровня, схемы подключения датчиков к вторичным приборам (рис. 3)
В соответствии со стандартами предприятия были разработаны типовые проектные решения в виде графических фреймов (AutoCAD) и табличных шаблонов (Word), документирующие элементы ЕМП на принципиальных электрических схемах, таблицах (схемах) внешних соединений, функциональных схемах автоматизации, — в том числе шаблоны поконтурных схем автоматизации и шаблоны спецификации оборудования, изделий и материалов, таблиц соединений и подключений щитов.
С помощью специализированных автоматизированных процедур на всем множестве связей модели (а количество таких связей зачастую исчисляется тысячами) строятся и маркируются все клеммные соединения, производится развод общих точек на клеммниках или на элементах модели, все межщитовые связи объединяются в кабели. Характеристики кабелей (жильность, сечение, наличие изоляции, направление, адреса источника и приемника) также прорабатываются средствами системы.
На этом этапе происходит автоматический вывод схем соединений внешних проводок (рис. 4), схем (таблиц) подключения к щитам (рис. 5), кабельных журналов, формирование и создание инструментами модуля «Компоновка щитов» трехмерных видов щитов и пультов автоматики в AutoCAD (рис. 6).
При этом появляется возможность проверить в 3D размещение приборов на щитах, а также выполняется проверка на пересечение монтажных зон приборов. Далее средствами модуля внутреннего и внешнего монтажа производится формирование таблицы соединений и подключения на щиты автоматики. В итоге с высокой степенью эффективности может быть получен полный комплект конструкторской документации на щиты и пульты автоматики (рис. 7).
Комплексный сборный пункт (КСП) предназначен для подготовки нефти, газа и пластовой воды. В его состав включены следующие сооружения и технологические площадки:
В части системы контроля и управления проект характеризуется следующими параметрами:
Работа над проектами выполнена одним техническим специалистом. Контроль осуществлял начальник отдела АСУТП и связи, он же предоставлял необходимые консультации.
В части автоматизации технологических процессов проект кустовой насосной станции (КНС) потребовал шести недель работы, проектирование площадки комплексного сборного пункта (КСП) было выполнено в течение пяти месяцев.
Выпущена проектная документация следующих видов и объемов (в листах):
Общий объем проектной документации составил 795 листов.
По результатам выполнения проектов осуществлен переход от схем соединений внешних проводок к таблицам соединений внешних проводок, пополнена база данных и знаний, появились собственные наработки по автоматизированному проектированию в AutomatiCS ADT.
В целом, основываясь на полученных результатах и приобретенном опыте работы с AutomatiCS ADT, можно сделать следующие выводы: