Буковина — настоящая жемчужина юго-запада Украины. Это край нерукотворной, сказочной красоты, карпатских горных и лесных пейзажей, щедро умытый хрустальной водой целебных источников… Это бурные потоки стремительного Черемоша и быстротечного Прута, не раз воспетые в песнях… Это седой отец Днестр, в глубоких водах которого дремлют предания былых веков… Это край, воспетый легендами, согретый любовью буковчан, гостеприимно распахнувший свои просторы перед всеми готовыми приобщиться к чуду.
В приграничных регионах стран Восточной Европы в настоящее время интенсивно реализуются международные проекты по развитию туризма, малого бизнеса и укреплению межгосударственных связей. Однако всем хорошо понятно, что главным условием для осуществления любого подобного проекта было и остается строительство хороших дорог, которое сегодня немыслимо без применения новейших технологий. И прежде всего — без создания геоинформационной системы (ГИС), позволяющей эффективно контролировать состояние автомобильных дорог области.
Создание ГИС для дорожного хозяйства Черновицкого региона было инициировано службой автомобильных дорог области (начальник — Р.К. Майор) и ДП «Черновицкий облавтодор» (директор предприятия — А.А. Левченко). Работу осуществляло ООО «ДИ-КАРТ» при поддержке компании «Аркада».
Конечно, эта работа проводилась не на пустом месте, поскольку в наше время в распоряжении разработчиков имеется большой арсенал средств создания подобных ГИС, среди которых и качественные цифровые карты, и средства хранения и оперирования базами разнообразных данных, и инструменты для организации корпоративных систем…
В рамках подготовки цифровых карт была создана картосхема дорог Черновицкой области (рис. 1), обеспечившая:
Конечно, создание картосхемы дорог — дело исключительно важное. Однако обеспечить эффективную работу с ней, повысить ее детализацию, информативность, актуальность и наполняемость без помощи современного программного обеспечения — нереально. В качестве такого программного обеспечения был избран продукт Autodesk Map 3D. И это неудивительно, если принять во внимание функционал программы, обеспечивающий целый ряд уникальных возможностей, среди которых:
Встроенные средства анализа Autodesk Map 3D позволяют проводить анализ отдельных дорог, их взаимного расположения, а также размещения объектов дорожно-транспортной инфраструктуры. А поскольку значительную часть Черновицкой области составляют горные районы, при моделировании рельефа очень пригодились средства 3D-анализа, позволяющие учитывать направления стоков и характеристики склонов.
Такие сложные динамические системы, которыми являются автомобильные дороги, очень сложно поддаются планированию и внесению изменений. Однако ГИС, которая обеспечивает единую информационную среду использования, распоряжения и содержания сети автодорог Черновицкой области, это под силу.
Система дорог области требует проведения целого комплекса разнообразных работ — от строительства, реконструкции и ремонта до проектирования перспективных направлений развития сети автодорог и их инфраструктуры. Поскольку такая система в территориальном и технологическом аспектах довольно сложна, для ее оптимального функционирования требуется не менее сложная информационная система, реализовать которую можно лишь с использованием ГИС-технологий.
Успешное построения ГИС зависит от многих составляющих: это и компьютеры, и периферия (включая средства обмена и передачи информации), и программное обеспечение, и картографические, тематические и атрибутивные базы данных в различном виде, включая бумажную документацию (рис. 2)… Но самое главное — это квалифицированные специалисты для работы с системой.
Autodesk Map 3D — профессиональная инструментальная геоинформационная система, предназначена для выполнения высокоточного картографирования в двумерном и трехмерном режимах, проведения ГИС-анализа, подготовки цифровых картографических данных, планирования и проектирования сложных территориальных систем, а также управления ими.
Инструментарий Autodesk Map 3D может быть адаптирован для решения различных специфических задач, которые касаются функционирования сети автомобильных дорог определенного региона.
Перспективы применения Autodesk Map 3D при проектировании и управлении системой автомобильных дорог нашего региона обосновываются возможностями решения следующих задач:
Autodesk Map 3D ;- наиболее эффективное средство интеграции САПР и ГИС. Это обеспечено прежде всего благодаря открытой и гибкой среде, позволяющей работать со всеми типами картографических и атрибутивных данных независимо от их формата. Кроме того, Autodesk Map 3D 2005 обладает всеми функциональными возможностями, присущими системе AutoCAD 2005, которая де-факто считается стандартом во многих областях.
Диспетчер слоев — позволяет организовать структуру создаваемого картографического материала в соответствующие тематические слои. Например, сеть автодорог региона целесообразно распределить на отдельные слои (дороги международного, государственного, регионального, местного значения и др.).
Функция привязки картографического материала к реальным масштабам и системам координат позволяет осуществлять измерения с большей точностью, редактировать и анализировать созданные электронные карты, а также обосновывать актуальность использования таких карт.
Диспетчер подключения БД — обеспечивает связь с внутренней и внешней БД. С помощью этого инструмента можно проводить инвентаризацию объектов сети автодорог, постоянно обновлять содержание и структуру электронной карты.
Организация пометок — отображает информацию, которая непосредственно не должна отображаться в пространстве модели, но ее визуализация необходима для отображения отдельных функций сети автодорог, текущего вывода на печать (например, отображение состояния имеющейся техники для зимнего удержания автодорог).
Блок с атрибутами — используется для разметки карты часто повторяемыми условными обозначениями. Чаще всего это обозначения структурных подразделений и филиалов главного предприятия региона, которое осуществляет контроль над функционированием сети автодорог, а также условные обозначения специфических объектов — дорожные знаки, снегозащищенные участки, искусственные сооружения, объекты придорожного сервиса, туристической инфраструктуры
Публикация в DWF — применяется для защиты созданного материала от несанкционированных изменений.
3D-моделирование — используется при проведении оценочных и проектных работ в горной местности (рис. 4−5).
Таким образом, ГИС, созданная на основе Autodesk Map 3D, предоставила нам целый ряд преимуществ, среди которых — организация быстрой и эффективной работы; отсутствие необходимости переучивать специалистов, знакомых с AutoCAD; возможность работы с разнообразным картографическим материалом, созданным в других ГИС, и др. И мы уверены, что в процессе использования системы эти преимущества будут множиться.