Информационная система обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) становится все более привычным понятием. Ведение таких систем возложено на органы местного самоуправления, а значит одной из основных задач субъектов Федерации является максимальное содействие в создании и развертывании служб, способных вести ИСОГД. В Тюменской области решением этой непростой задачи с 2005 года занимается Главное управление строительства и, в частности, его структурное подразделение — Управление градостроительной политики.
Создание ИСОГД Тюменской области начиналось как пилотный проект в городе Ишим. В 2005 году компания CSoft разработала проект информационной градостроительной системы, и на основе градостроительных данных, накопленных в Ишиме, была продемонстрирована действующая программная модель муниципального градостроительного кадастра…
Информационная система обеспечения градостроительной деятельности становится все более привычным понятием. Появилась и удобочитаемая аббревиатура — ИСОГД, потеснившая термин «градостроительный кадастр». Впрочем, вещи это все-таки разные: ИСОГД — не только свод документированных сведений о градостроительной деятельности территорий, но и система, обеспечивающая планирование и анализ территориального развития.
А вот акцент в деле создания и поддержания информационной системы новый Градостроительный кодекс перенес на органы местного самоуправления, к чему они сегодня не готовы. Причин множество: и экономия на штатах архитектурных отделов, и отсутствие специалистов информационного направления, и устаревшая либо отсутствующая картографическая основа ведения дежурного плана, и просто непонимание — зачем муниципальному образованию вообще нужна ИСОГД…
Но о каком развитии и каком планировании может идти речь без комплексного анализа состояния территории на базе собранных в информационную систему сведений?..
Итак, с 1 июля 2006 года, согласно Градостроительному кодексу (ст. 56, 57) и закону, который ввел его в действие, заботы об информационных системах обеспечения градостроительной деятельности возложены на местное самоуправление. Этот процесс регламентируется вышедшим 9 июня 2006 года постановлением
В этих условиях основной задачей субъектов Федерации становится максимальное содействие органам местного самоуправления в создании и развертывании служб, способных вести ИСОГД. В Тюменской области этой непростой задачей с 2005 года занимается Главное управление строительства и, в частности, его структурное подразделение — Управление градостроительной политики. В соответствии с целевыми программами «Электронная Тюменская область» и «Основные направления градостроительной политики и жилищного строительства в Тюменской области» на конец 2006-го автоматизированные системы ИСОГД были развернуты в Тюмени, Ишиме, Тобольске, Ялуторовске, Заводоуковске и в Уватском районе.
Создание системы начиналось как пилотный проект в городе Ишим, а реализации этого проекта предшествовал пятилетний этап, включавший анализ внедрения подобных решений и отработку модельных программных систем ведения градостроительного кадастра Ишима и Викуловского района.
Для автоматизированного ведения строящихся и существующих объектов недвижимости, формирования сводного отчета по заданному периоду и мониторинга объектов строительства предназначена автоматизированная база данных (АБД) «Реестр объектов градостроительной деятельности» (рис. 1). Эта программа, разработанная и внедренная в Ишиме с помощью наших специалистов, неоднократно демонстрировалась как пример передового опыта создания и ведения муниципальных градостроительных систем в Тюменской области.
С администрацией Ишима в 2003 году было заключено соглашение о проведении совместных работ в этом направлении. На базе АБД создана и развернута система автоматизированной подготовки градостроительных паспортов по всем муниципальным образованиям на базе ГУП ТО «АГЦ».
Были разработаны программные модели представления данных ТКС в разрезе территорий области, получившие название «ГРАДИС». Одной из целей этой работы была демонстрация основных возможностей применения методов территориального анализа и представления данных территориального планирования на базе слоев ТКС области (рис. 2).
Понимая сложность формирования градостроительного банка данных региона, мы подробно ознакомились с историей создания и внедрения систем такого уровня в России. В 2005 году к участию в пилотном проекте нами был приглашен разработчик, имеющий опыт создания современных мощных картографических систем в области градостроительства. В том же году компания CSoft разработала проект информационной градостроительной системы, и на основе градостроительных данных, накопленных в Ишиме, была продемонстрирована действующая программная модель муниципального градостроительного кадастра.
Со второго полугодия 2006 года муниципальные образования приступили к работам по созданию базы данных об объектах капитального строительства. Поскольку отдельные попытки формирования информационных систем на территории Тюменской области уже предпринимались, а наиболее ценная в содержательном плане информация накапливалась в формате MapInfo, самым разумным оказалось действовать по принципу «Не навреди». Были разработаны правила и технические условия, позволившие с минимальными потерями, вызванными отсутствием системы справочников, регламентированного классификатора объектов
Поэтапный характер процесса обусловлен разным уровнем подготовки персонала территориальных органов архитектуры и различиями в их технической и технологической обеспеченности. Не все муниципальные районы справились с задачей сразу — одной из проблем оказалось отсутствие топографической основы для ведения дежурного плана. На 2007 год запланированы создание и обновление топографической основы всех центров муниципальных районов, а также разработка схем их территориального планирования (рис. 3).
Таким образом, к концу года мы планируем сформировать основы градостроительного банка данных Тюменской области, что позволит:
Что касается нормативного обеспечения, то сейчас на уровне российского правительства предпринимаются попытки представить роль ИСОГД в российской инфраструктуре пространственных данных — с учетом смежных кадастров и федеральных ведомственных систем (без данных земельного кадастра, адресного реестра и сведений БТИ информационная система не может быть полной). А ведь сведения ИСОГД являются формирующим звеном кадастра недвижимости. Что мы ожидаем от правительства в этом году? Прежде всего восстановления роли субъекта Федерации в системе формирования ИСОГД, а также определения единой структуры адресного реестра в РФ с однозначным определением его формирования в структуре ИСОГД. Необходимо также определить межведомственные стандарты совместимости информационных систем и межведомственные классификаторы.
Итак, для правильного функционирования информационной системы требуется актуальная топооснова, которую нужно получать с необходимыми обновлениями от соответствующих служб, на которой находятся земельные участки, которые находятся в ведении Роснедвижимости, на которых стоят строения, информация о которых находится в органах Ростехинвентаризации, к которым подходят инженерные коммуникации, которые… Это сильно напоминает детский стишок, где все сводится к «дому, который построил Джек», правда?
Только вот из каких кирпичей строить дом Джеку? Другими словами, какие технологии следует использовать для создания ИСОГД? Десятилетний опыт создания кадастров в России определил ряд главных технологических ориентиров. Это масштабируемость (принципиальный состав решения не должен меняться при лавинообразном росте числа пользователей), открытость (возможность использования накопленной информации в форматах распространенных программных средств), надежность (разработка производится на основе постоянно совершенствуемого базового программного обеспечения от всемирно известных компаний) и расширяемость (возможность написания собственных приложений на распространенных языках программирования).
По результатам проведенных в 2005 и 2006 годах конкурсов право разработки систем ИСОГД Тюменской области предоставлено компании CSoft. В эти же годы шло активное пилотное внедрение ИСОГД в Ишиме. При непосредственном участи специалистов комитета по архитектуре и градостроительству и активной поддержке администрации города был отработан основной функционал ИСОГД на базе данных градостроительного кадастра города Ишима, конвертированных в систему ведения ИСОГД — UrbaniCS.
Пользовательское программное обеспечение было установлено на 12 стационарных рабочих местах, а также на двух переносных компьютерах, с использованием репликаций с сервера — это обеспечило мобильное использование системы на выездных совещаниях.
Задачи и функции:
На 2007 год запланирована установка типового программного обеспечения ИСОГД, предложенного компанией CSoft, в остальных двадцати муниципальных районах Тюменской области.
Финансирование организации и ведения ИСОГД на территории муниципальных образований заложено в бюджете Тюменской области на текущий год в виде субвенций, передаваемых муниципальным образованиям. Для сельских муниципальных образований эта сумма составляет 438 тыс. рублей, для городских округов — 1440 тыс. рублей.
Начиная со второго квартала этого года муниципальные ИСОГД начнут оснащаться программно-аппаратными комплексами и каналами связи с областным центром в счет финансирования мероприятий областной целевой программы «Электронная Тюменская область». Таким образом будет создаваться технологическая база единой системы ИСОГД в масштабе всей области. Накопление сведений информационной системы ведется с опорой на автоматизированную систему учета документов, что позволяет отследить судьбу каждого документа в увязке с ограничениями, обусловленными осуществлением градостроительной деятельности на территории города. Многопользовательский доступ к базе данных и применяемая система справочников позволили повысить темпы внесения информации и снизили вероятность ошибки оператора при вводе данных с рабочих мест. Простота пользования программным продуктом сводит к минимуму время обучения операторов и внешних пользователей.
В развитие ИСОГД предложены разработки для ГИС инженерных коммуникаций, которые основаны на тех же системно-технических решениях. Предварительно мы проанализировали опыт внедрения этих систем в Калининграде и Калининградской области, а также в Мытищинском районе Московской области.
Суть связи ГИС инженерных коммуникаций и ИС обеспечения градостроительной деятельности заключена в организации обмена информацией между эксплуатирующими организациями и органами архитектуры и градостроительства. В результате такого обмена, реализуемого по единой отработанной технологии и производимого на основе цифрового дежурного плана, стороны на взаимовыгодной основе получают оперативные данные по состоянию инженерных сетей и паспортизации объектов инженерного обеспечения. На данный момент пилотное внедрение таких комплексных решений проведено в городах Тюмени и Ишиме.
ГИС-решение CSoft, внедряемое в Тюменской области, — это программный комплекс UtilityGuide для управления инженерными коммуникациями города и предприятий, включающий самостоятельные программные приложения для сетей тепло-, электро-, газо- и водоснабжения.
В области методического и правового обеспечения наших проектов ведутся переговоры со специалистами Института территориального планирования «ГРАД». По результатам этих переговоров мы надеемся получить модель системы правового регулирования градостроительных и земельно-имущественных отношений в муниципальных образованиях Тюменской области на основе ИСОГД.
В компании «Совзонд» нами были заказаны космические снимки высокого разрешения, выполняемые спутником QuickBird и охватывающие территорию Тюмени (322 кв. км). Такие материалы (рис. 4) необходимы для оперативного отслеживания изменений градостроительной деятельности и обновления топографических карт в целях планирования и мониторинга городской территории. Специалистами фирмы CSoft эти снимки были подключены в виде подложки к дежурному плану Тюмени. Применение ДДЗ в ИСОГД позволяет вести дежурные планы территорий в отсутствие векторных карт, осуществлять градостроительный мониторинг и планирование. Съемка периодичностью два раза в год, весной и осенью, обеспечит нас картографической базой градостроительных изменений в наиболее перспективных территориях и возможностью отслеживать (на базе архивных данных) изменения в городской застройке. Муниципальные органы, работая над планированием городской инфраструктуры, получат возможность выбрать наиболее экономичный и безопасный для окружающей среды способ использования природных ресурсов.
ИСОГД — это основа будущей муниципальной информационной системы. Прежде всего — для муниципальных районов.
Внедрение ИС позволит: