В конце прошлого года такие курсы были организованы в филиале ОАО «Росжелдорпроект» — «Уралжелдорпроект». Обучение работе с AutoCAD Civil 3D проводилось по официальным учебным материалам компании Autodesk с использованием рабочих материалов слушателей.
Курс предусматривал изучение следующих разделов программы:
Основное внимание, с учетом специализации слушателей (полевые изыскания, камеральная обработка результатов изысканий, трассирование, построение черного профиля и сечений), было уделено изучению возможностей AutoCAD Civil 3D в области импорта данных по черным профилям и данных поперечного нивелирования. В качестве исходных использовались материалы съемок, подготовленные изыскателями института «Уралжелдорпроект».
Приведем несколько примеров, рассмотренных в процессе обучения.
Затем точки, снятые по головке рельса в поле, скачиваются с прибора и представляются в виде текстового файла, содержащего информацию о пикете трассы и отметке рельса на нем (рис. 2).
В чертеже создается вид профиля по трассе (рис. 3).
Данные об отметках по головке рельса импортируются в AutoCAD Civil 3D с помощью команды меню Профили → Создать профиль на основе файла… Указывается ранее созданный файл, имеющий в качестве разделителей между столбцами пробелы (только такие данные могут быть импортированы этой командой). В диалоговом окне Создание профиля можно выбрать стили для профиля и меток (рис. 4).
После нажатия ОК профиль по рельсу отображается в виде профиля. Отметки и уклоны с построенного профиля можно вывести в предварительно настроенных областях данных вида профиля (подпрофильной таблице) (рис. 5).
Подготовленные таким образом данные изысканий могут применяться для создания профилей по линейным объектам без использования поверхностей.
Значение смещения определяет положение точки относительно трассы. Оно может быть положительным и отрицательным.
В качестве разделителей в таких файлах могут использоваться пробелы или запятые.
В процессе обучения был рассмотрен импорт файла, содержащего информацию об отметке, пикете и смещении по трассе для каждой точки (рис. 6).
Импорт осуществляется командой меню Точки → Создать точки → Трассы → Импорт из файла. При ее выполнении последовательно указываются формат текстового файла, тип разделителя, индикаторы недопустимых данных для отметки и смещения, а также трасса, к которой привязаны эти данные.
Созданные в результате импорта точки COGO могут быть добавлены в поверхность (рис. 7).
При использовании полевого кодирования высотные отметки этих точек можно не только перенести в поверхность, но и разделить на группы в зависимости от кодов объектов, по которым они снимались. В этом случае в текстовом файле с результатами нивелирования должно присутствовать описание (код) точки.
В следующих номерах журнала мы продолжим описание полезных функций AutoCAD Civil 3D и GeoniCS ЖЕЛДОР, позволяющих более эффективно использовать возможности этих программных продуктов.