Любое предприятие, занимающееся выпуском продукции, или организация, предоставляющая услуги в сфере строительства, торговли, образования или в других отраслях, ведут свою деятельность в соответствии с нормами, определенными соответствующими государственными органами или институтами и прописанными в соответствующих нормативных документах. В силу тех или иных обстоятельств эти нормы меняются, что в свою очередь влечет отмену соответствующих нормативных документов, их замену или внесение поправок и изменений.
На любом предприятии работа с нормативно-технической документацией обычно строится по принципу «заказчик — исполнитель — поставщик документации». Функции заказчиков выполняют отделы, использующие нормативно-техническую документацию. Функция поставщика документации распределена между различными организациями — держателями либо распространителями НТД (организации, институты, Центр по стандартизации, метрологии и сертификации
Как правило, в обязанности таких специалистов, помимо решения вопросов приобретения технической документации, входит и работа по ее актуализации, вытекающая из требований законодательства и актов уполномоченных органов. Но, как показывает практика, поддерживать нормативную документацию в неизменно актуальном виде — задача весьма непростая. Многое зависит от добросовестности самих поставщиков нормативной документации. Мне знакома ситуация, когда было потрачено много времени на поиск поставщика, заплачены немалые деньги, а документы, так необходимые в повседневной работе специалистам предприятия, поступили в устаревшей редакции.
Представьте, какая ответственность лежит на специалистах проектно-конструкторского бюро (отдела промышленной безопасности, лабораторий качества сырья и продукции или отдела охраны природы — названия отделов, цехов, бюро в любом виде деятельности можно перечислять до бесконечности). А заодно представьте последствия, которые могут возникнуть в случае использования ими неактуальной нормативной документации: от штрафных санкций (при проверке соответствующими надзорными органами) до судебных разбирательств и лишения лицензии на определенный вид деятельности (при аварии или несчастном случае).
Как предотвратить использование неактуальной нормативной документации и тем самым уберечь предприятие от больших неприятностей?
Ответ один — теперь, когда компьютер есть практически на каждом рабочем столе, специалисту поможет электронная база нормативной документации NormaCS, предназначенная для хранения, поиска и отображения текстов и реквизитов нормативных документов, а также стандартов, применяемых на территории Российской Федерации и регламентирующих деятельность предприятий различных отраслей промышленности.
Существуют пять правил, которыми специалисты компании CSoft Development руководствовались при разработке программы NormaCS и продолжают руководствоваться при ее дополнении и совершенствовании.