Наш собеседник знает об информационном моделировании всё или практически всё. Виталий Петрович Миронюк — начальник отдела проектирования автомобильных дорог ООО «Автодор-Инжиниринг». При большом участии этого человека в компании уверенно осваивают технологию информационного моделирования. Дело за строителями — у них используются только 3D-модели, а информационные модели пока еще часто остаются невостребованными…
Это не первый наш проект с использованием технологии информационного моделирования. До этого данный подход был применен при предпроектной проработке объекта «Соединительная автомобильная дорога от М-4 «Дон» до аэропорта «Домодедово». Но информационная модель по этому проекту выполнялась на субподряде, другой проектной организацией. А подготовка информационной модели для проведения работ по капитальному ремонту участка автомобильной дороги М-7 «Волга» между городами Владимир и Иваново с 169-го по 177-й километр была полностью выполнена нашими силами. Объект принадлежит «Росавтодору». Мы долго определялись с программными продуктами для информационного моделирования, рассматривали ПО отечественных и западных производителей. Хотя выбор не так широк, как может показаться… Проанализировав все доступные варианты, мы пришли к выводу, что альтернативы линейке ПО Bentley для инфраструктурных объектов нет. Основное преимущество продуктов Bentley — работа с файлами большого объема. Работы выполнялись в рамках государственного контракта. Сейчас проект подготовлен, информационная модель готова на 97%. Документация передана заказчику. А основная на сегодня проблема связана с одновременной передачей в Главгосэкспертизу документации и информационной модели. Теперь все документы должны подаваться в электронном виде. Всё осуществляется дистанционно путем выгрузки PDF-файлов на сайт Главгосэкспертизы — и физически направить, дополнительно к проектной документации «пристегнуть» модель не представляется возможным.
На сегодня в соответствии с реализацией программы внедрения BIM-технологий для госсектора, принятой на правительственном уровне, первый этап планируется запустить в 2017 году. Предполагается, что в 2017-м с использованием BIM будут выполнены 30% госконтрактов, в 2018-м — 60%, в 2019-м — 100%.
То есть переход на информационное моделирование планируется в 2019 году, когда часть проектов, которые финансируются из бюджета, будет подготовлена с использованием BIM. Пока обсуждаются Своды правил и национальные стандарты.
Уже сейчас Главгосэкспертиза и Мосгосэкспертиза принимают проекты в том числе и с информационной моделью. Но наш объект территориально «привязан» к петербургскому филиалу Главгосэкспертизы, где такой практики нет. Поэтому мы ведем сейчас переговоры о возможности перенаправить нас в Главгосэкспертизу в городе Москве или решить вопрос о том, чтобы питерский филиал принял у нас информационную модель вместе с проектной документацией. Ведь для работы с информационной моделью надо, чтобы в Главгосэкспертизе было установлено ПО Bentley, Autodesk и другое. Мосгосэкспертиза уже установила все необходимые программы. Подготовленная нами информационная модель линейного объекта — первая в России. Есть информационные модели путепроводов, развязок. Но модели линейного объекта — автомобильной дороги — до сих пор не было.
Сама модель полностью соответствует проектной документации. Наш проект — пилотный, и получили мы его в результате участия в конкурсе, с определенными сроками подготовки проектной документации. Изначально было оговорено, что для прохождения экспертизы он готовится в стандартном виде — и, поскольку продукт новый, рисковать у нас не было времени. Поэтому проектные работы выполняла другая организация, а «Автодор-Инжиниринг» формировал информационную модель в PowerCivil. Этот продукт помог нам решить все поставленные задачи: запроектировать дорожную часть, элементы обустройства, знаки, разметку, топографию, геологию и подземную часть (коммуникации).
По данным проектировщика. При этом обнаружили немало ошибок, а значит итоговый проект получился лучшего качества.
Информационное моделирование позволяет намного проще понимать проектный замысел. Основные потребительские свойства информационной модели раскрываются на стадии эксплуатации. Но вначале модель должна передаваться строителям. А они задают вопрос: «Зачем нам управляемая 3D-среда?»
Информационная модель — некий социокультурный технологический феномен. Культурный — определенная культура подготовки специалистов по каждому из направлений: есть культура проектирования, есть культура строительства и культура эксплуатации. И эта культура различается не только между нами и Западом, она отлична между компаниями, работающими на одном и том же рынке. Существующая культура проектирования формирует мышление на двумерном уровне — в плоскости чертежа: условные обозначения, символы, как они взаимоувязаны, какую информацию несут.
Социальный фактор: эта технология не только меняет взаимоотношения внутри одного предприятия, но меняет отношения в среде «заказчик — проектная организация — строители — эксплуатирующая организация».
На самых ранних стадиях подготовки проектной документации необходимо понимание и взаимодействие на совершенно ином уровне: «проектировщик — эксплуатирующая организация».
Технологический фактор: полностью меняется технология производства работ и в проектировании, и при строительстве, и в эксплуатации. Благодаря концепции информационной модели различные специалисты могут работать над одним файлом в режиме реального времени. Полностью меняется технология проектных и строительных работ. Если, скажем, привезли другой щебень, это отразится в системе, и все будут об этом знать.
Основное — это отсутствие нормативной базы. Нормативно-правовая база, позволяющая легитимно использовать технологию информационного моделирования, отсутствует. То есть, ничего не нарушая, государственные организации не могут заказать подготовку проектной документации с применением технологии информационного моделирования. Нет нормативно-технических документов, которые регламентируют, как формировать модель и что она должна собой представлять в завершенном виде. В настоящее время идет обсуждение ряда ГОСТов и Сводов правил, но все они относятся только к площадным объектам. В отношении линейных объектов даже обсуждать нечего. Поэтому нужна более четкая позиция Министерства транспорта, Госавтодора, нужны нормативные документы.
Если говорить о линейных объектах, очень велика роль заказчика. В основном это государственные объекты. Заказчиков не так уж много. По автомобильным дорогам это всего две организации: «Росавтодор» и госкомпания «Автодор». Госкомпания «Автодор» занимается платными дорогами, «Росавтодор» — остальными дорогами общего пользования. Заказчик должен понимать, зачем нужна 3D-модель.
Линейный объект — это объект протяженный, разбитый на отдельные участки, которые проектируются в разное время разными проектными организациями. И если заказчик не выстроит общее правило по структуре модели, по наименованию слоев, файлов, папок, по классификации объектов, он в будущем не сможет соединить эти разные участки. Это будет похоже на лоскутное одеяло. Основная проблема — формирование правил, единых для всех.
Заказчик пристально наблюдает за тем, что мы делаем. В 2015 году нам сформулировали ТЗ на проектирование участка дороги с учетом создания информационной модели. На уровне «Росавтодора» создана рабочая группа по развитию и внедрению информационных технологий. На уровне государственной компании «Автодор» также функционирует рабочая группа, подготовлен план поэтапного развития информационного моделирования. Заказчик понимает, в каком направлении надо двигаться. Но технологии быстро идут вперед, и мы, к сожалению, несколько от них отстаем.
Пока сильного ажиотажа не видно. Понимание информационного моделирования в полном виде до стадии строительства еще не дошло. Отдельные компании используют трехмерные поверхности для автоматизированного управления рабочими органами дорожной техники. Хотелось бы большего внимания от подрядных организаций. Мы понимаем, что в рамках высокой конкуренции надо быть впереди всех. Поэтому бремя развития информационного моделирования ложится на проектные организации.
Знаю только о двух проектах, в которых при строительстве использовались цифровые поверхности. Есть положительный опыт разработки проектной документации и строительства с учетом технологий автоматического управления техникой САУ 3D ДСТ. На строительные механизмы ставится определенное оборудование и в автоматическом режиме идет отсыпка земполотна, укладка слоев дорожной одежды
Если у вас есть корректно подготовленная информационная модель, затраты на подготовку рабочей документации минимальны. На стадии рабочей документации эта информационная модель чуть больше детализируется. При этом полностью используется информация в части геометрических и атрибутивных данных, выполненная на предыдущей стадии. И здесь очень важно переделить уровень проработки геометрии, атрибутов и требований к точности для каждого из этапов реализации инвестиционного процесса.