Работа проектировщика — это процесс, с одной стороны, требующий следования нормам, ГОСТам и инструкциям, а с другой — создания новых элементов и конструкций под «нестандартные» проекты.
Возможно, в ходе работы над тем или иным проектом у вас возникала необходимость создать собственные объекты, отвечающие конкретной ситуации, либо требовалось модернизировать уже имеющиеся библиотечные элементы. При решении таких задач удобна возможность вносить изменения в габаритные размеры элемента, сохраняя при этом его внутреннюю структуру. А в перспективе — создать в библиотеке элементов специальный раздел, чтобы всегда иметь полученные объекты под рукой.
В этой статье мы предлагаем вам познакомиться с инструментом программы nanoCAD Конструкторский BIM, который позволяет решить эти задачи, — Редактором параметрического оборудования.
Мы узнаем, как создавать необходимую нам геометрию, как пользоваться Мастером функций и параметризовывать объекты, каким образом задавать новые или редактировать имеющиеся свойства объектов, как создавать «ручки» для перемещения объекта в поле чертежа.
Процесс создания параметрического объекта в программе nanoCAD Конструкторский BIM поэтапно рассматривается на примере вентиляционного блока.
Построим блок по имеющемуся чертежу (рис. 1).
Для создания параметрических объектов и их последующего редактирования используются команды Создать параметрический объект и Редактор параметрического элемента, расположенные на вкладке BIM Конструктора, панель Узлы и решения (рис. 2).
Выбираем команду Создать параметрический объект. Открывается панель Редактора параметрического оборудования, которую при необходимости можно поместить в любом удобном месте пространства чертежа (рис. 3).
Также в пространстве чертежа появляется маркер системы координат (рис. 4), который обозначает точку вставки будущего параметрического объекта
Правой кнопкой мыши (ПКМ) щелкаем по 3D и в открывшемся меню выбираем 3D Примитив → Параллелепипед (рис. 5).
В дереве структуры объекта появилось обозначение созданного примитива (BOX), а ниже отобразились его параметры и свойства.
Сразу же стоит сделать еще один шаг, который позже позволит нам избежать путаницы с созданными примитивами, а именно задать имена примитивов. Для этого в пункте Имя свойств примитива BOX укажем: Тело объекта (рис. 6).
Чтобы в будущем редактировать размеры и другие атрибуты параметрического оборудования через окно свойств, а также для привязки расположения и геометрии других примитивов, зададим свойства параметрического оборудования.
В окне Редактора параметрического оборудования выделим пункт 3D, а затем в вертикальной панели инструментов, расположенной с левой стороны, выберем Свойства (рис. 7).
Для начала зададим название параметрического объекта, которое в дальнейшем также будет отображаться в свойствах. В открывшемся окне щелкаем несколько раз на Параметрическом объекте и вводим необходимое название — в нашем случае Вентиляционный блок.
Далее добавим параметры для объекта. Для этого на правой вертикальной панели выбираем Добавить параметры из списка (рис. 8).
В открывшемся окне видим список всех параметров и для удобства выбора сворачиваем его, щелкнув по кнопке +/- (рис. 9).
Затем выбираем раздел Размеры, разворачиваем его и отмечаем длину, высоту и ширину — на начальном этапе этих свойств достаточно. Нажимаем ОК, в окне свойств появятся выбранные параметры. Позже таким же образом можно задать/добавить любые необходимые свойства.
Для нашего объекта задаем длину 800, высоту 1200 и ширину 400. Нажимаем ОК.
Следующим шагом установим связь заданных свойств с параметрическим объектом. Для этого в окне Редактора выделяем примитив «Тело объекта», переходим в его свойства (например, Длина) и справа нажимаем кнопку с многоточием (рис. 10).
В открывшемся окне Мастера функций выбираем команду запроса к текущему элементу (рис. 11).
Выбираем параметр Длина, нажимаем ОК, а затем снова ОК.
В поле чертежа видим, что длина построенного элемента изменилась (рис. 12), а напротив свойства Длина появился значок fx, указывающий, что значение параметра определяется по формуле.
Аналогичным образом создаем связь для высоты и ширины объекта.
Приступим к созданию внутренних вырезов и начнем с большого центрального сквозного выреза.
Для выреза создаем еще один 3D BOX Параллелепипед, который по умолчанию располагается в начале координат. Зададим его имя: Вырез_центральный. Далее для большей наглядности сначала изменим размер, а затем и координаты объекта.
Чтобы наш объект был параметризован, свяжем размеры будущего выреза с общими габаритными размерами блока. Из чертежа мы знаем, что толщина стенки вентиляционного блока — 50 мм, длина выреза составляет половину габаритной длины, а по высоте вырез будет сквозным, то есть на всю высоту детали.
Вновь используем Мастер функций для задания свойств.
Для ширины выреза задаем значение ширины блока: 100 мм (по 50 мм для каждой стороны) — [DIM_WIDTH]-100.
Для задания длины выреза вычитаем из длины блока длины крайних вырезов и толщину стенок: [DIM_LENGTH]-400.
Для указания высоты задаем значение высоты блока: [DIM_HEIGHT].
Полученный результат показан на рис. 13.
Теперь, когда мы установили необходимые размеры, поместим наш будущий вырез в нужном месте. В свойствах выреза обратим внимание на координаты базовой точки (рис. 14).
Зададим координаты через Мастер функций и формулы.
Мы задали геометрические размеры и расположили Вырез_центральный в необходимом нам месте. Следующим шагом вычтем его из основного тела. Для этого щелкаем ПКМ по Вырезу и в открывшемся меню выбираем Вычесть подобъект (рис. 15).
Вырезанный элемент окрашивается зеленым цветом. Чтобы увидеть, как будет выглядеть наш объект, снимем выделение с выреза нажатием на пункт 3D.
Результат представлен на рис. 16.
Теперь нам предстоит создать крайние верхние вырезы. Начинаем с левого:
В нашей модели крайний вырез имеет глубину 500 мм и длину 100 мм, а ширина должна обеспечивать толщину стенки 50 мм.
Назначаем геометрические размеры:
Полученный результат представлен на рис. 17.
Зададим координаты базовой точки через Мастер функций, что позволит нам при изменении габаритных размеров блока быть уверенными, что вырез останется на своем месте:
Вычитаем созданный вырез.
Результат показан на рис. 18.
Создадим аналогичный вырез с правой стороны блока. Чтобы упростить создание элемента, воспользуемся командой Копировать подобъект на вертикальной панели Редактора параметрического оборудования (рис. 19).
Остальные координаты оставляем без изменений.
Приступим к созданию внутренних вырезов.
Так как внутренний вырез имеет достаточно сложную геометрию (рис. 21), он будет состоять из нескольких примитивов.
Чтобы не запутаться в большом количестве построенных примитивов, создадим группу объектов. Для этого ПКМ щелкаем на 3D после чего выбираем пункт Группа (рис. 22).
По аналогии с примитивами группе также можно дать имя. Назовем созданную группу Вырез_внутренний_Л.
Для наполнения группы объектами есть два способа: первый — это переместить в группу уже созданные примитивы, а второй — создавать примитивы непосредственно внутри группы. Чтобы это сделать, щелкаем ПКМ на нашей группе и точно так же, как ранее в теле построения, добавляем необходимые нам примитивы.
Чтобы упростить построение, сделаем еще один шаг: изменим прозрачность уже построенных объектов. Для этого:
Далее возвращаемся в режим редактирования параметрического оборудования командой Редактор параметрических элементов, предварительно выделив необходимый объект.
Для создания внутреннего выреза:
Что касается координат базовой точки, то при работе с группой есть два варианта. Первый — это, как и ранее, задавать для каждого создаваемого объекта свои координаты. Второй — задать координаты непосредственно элементу Group; таким образом, если позже нам понадобится изменить расположение данной «сборки» элементов, мы сможем это сделать только для группы, а не для каждого элемента в отдельности.
Выберем второй вариант и продолжим создавать геометрию выреза.
Следующим созданным примитивом будет «Клин». Щелкаем ПКМ по нашей группе, выбираем 3D-примитив Клин. Присваиваем ему имя Клин1.
В пространстве модели появился клин, однако для корректного расположения нам необходимо его повернуть.
Выполним поворот с помощью вертикальной панели инструментов и команд поворота по осям (рис. 24).
На вертикальной панели выбираем значок с координатой Y, перемещаем курсор в пространство чертежа либо в командную строку и вводим с клавиатуры значение -90. Клин повернулся необходимым нам образом.
Результат построения показан на рис. 25.
Следующим шагом создадим клин для нижнего скоса выреза.
Координаты базовой точки:
Создадим клин, ограничивающий верх отверстия.
Результат построения представлен на рис. 26.
Создадим два бокса, которые будут ограничивать вырез, созданный самым первым клином.
Далее расположим всю группу в нужной позиции. Для этого в свойствах группы Вырез_внутренний_Л укажем координаты базовой точки (X-координата: 50, Y-координата: 50). И вычтем теперь уже всю группу, чтобы получить вырез в теле модели.
После вычитания группы элементы внутри поменяли свою «видимость». Те из них, что были телами, стали вырезами — и наоборот. Результат всех наших действий представлен на рис. 27.
Создадим с помощью кнопки Копировать подобъект второй внутренний вырез.
Результат построения представлен на рис. 28.
Результаты прохождения последних семи шагов представлены на рис. 29.
Результат построения показан на рис. 30.
Мы завершили создание внутренних вырезов блока. Получившийся результат представлен на рис. 31.
Установим прозрачность вентиляционного блока по слою и перейдем к созданию наружных вырезов, необходимых для его установки.
Результат построения наружного выреза представлен на рис. 32.
Мы завершили создание параметризованной геометрии вентиляционного блока (рис. 33).
Для проверки того, что мы всё сделали правильно и получили запараметрированный объект, изменим габаритные размеры блока: укажем, например, длину 1000, высоту 1500 и ширину 600. Габаритные размеры блока изменились, однако внутренняя геометрия сохранила свои пропорции и расположение.
Создадим пять «ручек» (рис. 34), которые будут расположены на нижней грани блока.
Укажем координаты базовой точки.
Мы создали «ручки» перемещения (рис. 35), с помощью которых в дальнейшем можно будет перемещать объект в поле чертежа.
При необходимости можно аналогичным образом создать другие виды «ручек».
Наш вентиляционный блок готов. Далее вы можете задать все необходимые свойства через левую вертикальную панель Редактора параметрического оборудования, а затем загрузить объект в библиотеку для дальнейшего использования.
Подведем итоги проделанной работы. Мы научились:
В дальнейшем вы можете использовать полученные навыки для самостоятельного создания более сложных параметрических объектов или для корректировки библиотечных элементов в соответствии со своими целями и задачами.
Также приглашаем вас делиться успехами, задавать вопросы и оставлять пожелания на нашем форуме.