Направление и скорость развития программного продукта всегда обусловлены как минимум двумя факторами: запросами пользователей и возможностями разработчика. Динамика развития системы автоматизации технической подготовки, оперативного планирования и производственного управления TechnologiCS показывает, как верно определенные принципы организации хранения и управления информацией в сочетании с обратной связью от специалистов, непосредственно внедряющих и эксплуатирующих систему на предприятиях, позволяют за короткий срок добиться решения целого комплекса проблем.
Предлагаемая вниманию читателей статья знакомит с усовершенствованиями и доработками, произведенными в очередной версии программы — TechnologiCS 2.4. Все они стали результатом анализа ряда проблем, возникавших при внедрении, а также изучения отзывов и пожеланий пользователей.
В версии 2.4 значительной модификации и доработке подверглись следующие основные модули:
В подсистеме документооборота (OutdoCS v2.4) реализована подсистема управления проектами, что позволяет решать задачи планирования разработок, вести проекты в различных предметных областях, назначать исполнителей (пользователей и рабочие группы), получать отчеты о выполнении этапов работ, связывать этапы с объектами системы (документами, спецификациями, технологическими процессами, итоговыми спецификациями), а также формировать связанные документы.
Теперь о каждом из этих нововведений несколько подробнее.
Реализация этой подсистемы вызвана необходимостью получить инструментарий для предварительного планирования работ различного характера (проектов разработки, различных мероприятий
Система управления проектами обеспечивает следующие возможности:
Наиболее наглядно представление проекта в виде диаграммы.
На рис. 1 приведен типовой пример организации проектирования жилого дома. Общая длительность этапа составляет 60 дней, зеленым цветом показаны этапы, находящиеся в работе, красным — завершенные, синим — планируемые, серый цвет обозначает неопределенное состояние. Черная полоска — процент выполнения работ по этапу: этот показатель отслеживает и вводит руководитель проекта. За точку отсчета система принимает первоначальное состояние этапа.
Число возможных состояний этапа проекта может быть любым. Когда состояние изменяется, система определяет и присваивает этапу процент выполнения.
Стрелки показывают зависимость между этапами. При выборе этапа, связанного с другими, его связи подсвечиваются красным.
В работе над проектом не обязательно видеть его целиком — можно оперировать только отдельными его частями, перемещать этапы относительно друг друга для удобства представления, а также выводить информацию по проекту в различных разрезах:
Интеграция системы управления проектами в общую систему TechnologiCS предоставляет пользователям удобный механизм планирования и управления различными проектами предприятия в реальном масштабе времени.
Отметим, что приведенный пример (организация проектирования жилого дома) лишь иллюстрирует универсальность системы и ее применимость в различных производственных областях. Основное предназначение данного модуля — управление процессом технической подготовки производства.
Появление этого инструмента позволило связывать один документ с произвольным количеством других и, следовательно:
Карточка документа сборочного чертежа 71 111−78−013-Опора (рис. 2) содержит в верхней части список чертежей деталей, входящих в его состав, а в нижней — атрибуты документа (сборочной единицы более высокого уровня), куда входит рассматриваемая опора.
В режиме редактирования основного или связанного документа появляется его карточка, с которой можно производить любые операции.
Наличие в документе информации о связанных номенклатурных позициях и связанных документах позволяет уже на этапе проектирования сформировать прообраз конструкторской спецификации для последующей обработки в системе.
Связанные документы по большому счету делятся на две группы: дополнительно описывающие содержание головного документа (например, чертежи деталей к сборочной единице или спецификации к договору поставки) и документы, на основе которых производились изменения (извещения об изменениях, приказы, распоряжения). Поэтому и реализована возможность настройки видов связи, создавать которые можно в любом количестве.
В предыдущей версии основным недостатком этого режима оказалось то, что он был спроектирован для идеального производства. После того как определялись состав выпускаемой продукции и технологические процессы изготовления ее составляющих (что предполагает расчет потребности в ресурсах, которые заложены в ТП, обработка ведется в цехах и на оборудовании, указанных в ТП, потребляются ресурсы, заданные в ТП,
Опыт эксплуатации предыдущей версии производственного модуля показал, что пользователи хотели бы располагать следующими дополнительными возможностями:
Реализация этих и ряда других пожеланий воплотилась в создании специального инструмента, получившего название «Производственные спецификации» (ПС), и переработке режима «Производство» для использования именно таких спецификаций (а не итоговых, как это предусматривалось в предыдущей версии).
Возможности работы с производственными спецификациями:
Работу с производственными спецификациями иллюстрируют рис. 3 и 4.
На рис. 3 представлен свод по ресурсам на производственную программу. Здесь собрана информация о потребностях в ресурсах на всю программу и — отдельно — по тем подразделениям, с которыми работает пользователь (то есть по его профилю). Указано наличие этих ресурсов на предприятии в целом и на тех складах, с которыми работает пользователь; кроме того, выводится информация о ресурсах, уже затраченных на производство. В нижней части приведена расшифровка, на какие именно детали и в какие ПС требуется указанный ресурс.
Пользователь может поменять длительность цикла изготовления каждого элемента, дату и время запуска и выпуска (рис. 4). Нужные параметры просто перетаскиваются мышью, а полученные результаты сохраняются в расчетные даты, которые в свою очередь можно сделать плановыми (то есть теми, что реально используются при планировании).
В этой части системы добавились следующие возможности:
Карточка учетного документа показана на рис. 5.
На каждую позицию спецификации, а также на сам учетный документ можно назначить произвольное количество документов (протоколы испытаний, сертификаты соответствия и иные сопроводительные документы, которые сохраняются в электронном архиве и доступны для выполнения любых операций). Кроме того, по каждой позиции ведется список параметров (входной контроль, данные промежуточных испытаний, параметры отгружаемой продукции
Для партионного учета ведется справочник партий, позволяющий объединять поступающие ресурсы по любой совокупности их параметров (физико-химические свойства, механические, качественные, стоимостные показатели
Дополнительные возможности, реализованные в режиме «Производство»:
Функциям статистического анализа данных посвящена отдельная статья в предыдущем номере журнала, поэтому здесь мы ограничимся кратким перечнем процедур, вошедших в коммерческую версию.
Диаграмма Парето предназначена для графического представления вклада от различных характеризующих брак факторов производства (такими факторами могут быть виды, причины брака, подразделения, исполнители
По оси ординат диаграммы откладывается количество случаев брака, а по оси абсцисс — выбранные пользователем источники брака.
Контрольная карта арифметического среднего строится в соответствии с ГОСТ Р 50 779.41−96. На ней нанесены точки, соответствующие арифметическим средним в выборках из результатов измерения параметра качества продукции, а также предупредительные и контрольные границы. Выход отдельной точки за контрольную границу влечет остановку процесса и выяснение особых причин, действующих на технологический процесс. Выход k последовательных точек за предупредительную границу также приводит к остановке процесса. Параметр k задается планом контроля в ходе расчета карты.
Контрольная р-карта Шухарта строится согласно ГОСТ Р 50.1.018−98. На нее наносятся точки, соответствующие долям брака в выборках из результатов измерения параметра качества продукции, и контрольные границы. Выход отдельной точки за контрольную границу влечет остановку процесса и выяснение особых причин, действующих на технологический процесс.
Все эти возможности доступны в режиме учетных документов — для обработки параметров позиций и в режиме «Производство» — для обработки результатов фактической сдачи продукции (ее параметров, видов и причин брака
Доработка программы позволила логически завершить охват всех ключевых процессов технической подготовки, производственного планирования и управления (напомним, что речь идет о количественных показателях этих процессов). Сегодняшний уровень развития TechnologiCS позволяет с уверенностью позиционировать ее как систему информационного сопровождения части жизненного цикла изделия — от конструкторского чертежа до выпуска готовой продукции.